Технология использования концептов

Главная > Публикации > Технология использования концептов

 

Е.С. Кузьмина, Е.А. Ващук, Л.Ф. Мавлютова,

учителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения«Средняя общеобразовательная школа № 26» городского округа г. Стерлитамака Республики Башкортостан

 

Технология использования концептов

в языковом образовании учащихся в современной начальной школе


 Материал представлен на Республиканской научно-практической конференции «Новые подходы в обучении государственным языкам Республики Башкортостан» и опубликован в материалах конференции. Уфа: Вагант, 2007. – С.13-15.

 

           Наше время – время активных, предприимчивых, деловых людей. В стране созданы предпосылки для развития творчества, инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует коммуникативных возможностей человека.

           В условиях современной школы при изучении русского языка усилилась его личностно развивающая функция, стала четче выражаться коммуникативно-речевая направленность, реализация языкового образования и речевого развития школьника сливаются в единый процесс.

           Важным структурным компонентом языкового образования школьников является культура народа – носителя русского языка. Невозможно познать русский, как и любой другой язык, в отрыве от познания всего того, что создано народом, говорящим на этом языке: «В языке каждого народа слагаются результаты жизни, чувства, мысли бесчисленного числа индивидов, и все это громадное наследство душевной жизни людей передается ребенку в родном языке», - писал К.Д. Ушинский.

           Ознакомление с нормами литературного языка, изобразительными средствами речи принесет результаты, если систематически проводить анализ текстов – образцов, развивая языковое чутье, внимание к правильному и точному употреблению слов в авторских текстах, словосочетаниях и фразеологизмах.

           Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Работая над обогащением активного словаря учащихся, изучая фонетику слова, его грамматику, словообразование, лексику, мы проводим работу с концептами, опираясь на системный подход в обучении русскому языку, с учетом не только значения слова, но и его смысла, его философии.

           Поэтому логично и целесообразно использование концептов как одного из аспектов формирования языковой картины мира. Ключевые слова-концепты, слова-образы, символы являются стержнем художественного образа.

           В своем учебно-методическом комплексе по изучению концептов мы опираемся на творчество М. Карима, С. Есенина, народный фольклор. Так, например, в произведениях М.Карима в качестве ключевых можно выделить такие общечеловеческие понятия, как жизнь, дорога, путь, тропа, время, человек, счастье, понятия мира природы: земля, птицы, цветы; мира человеческих чувств – любовь  и сердце. В стихотворениях С.Есенина словами-образами являются Русь, родной край, родная сторона, мать, береза, клен.

           Опираясь на ключевые слова народного языка, связанные с характером, укладом жизни народа, с географией страны, поэты и писатели создают метафоры, художественные образы, которые обогащают его языковое сознание народа, дают ему духовное развитие. К концептам русского языка можно отнести такие понятия, как вода, земля, солнце, красота, сердце, друг, заря, поле, лес, береза, река, горы, степи.

 

          Рассмотрим основные методические приемы работы с концептами, располагая их по степени развивающего потенциала.

 

          При изучении нового концепта мы вводим его через характеристику  ассоциативных представлений учащихся о данном слове-понятии. Например, через отгадывание загадки «Стоит Алена: платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан» мы осуществляем знакомство с березой по таким ее признакам, как зеленые листья, тонкий ствол, белая кора.

 

          На данном этапе проводится работа над лексическим значением слова по толковому словарю, справочным материалам, книгам для чтения. Эта работа может быть предложена учащимся в качестве домашнего задания.

 

           Дети находят в словарях толкование слова, например, береза: 1. – Лиственное  дерево с белой корой и с сердцевидными листьями. 2. – Лиственное дерево с тонкими розовато-коричневыми веточками, с гладкой белой корой, покрытой темными полосками. Анализируя строки стихотворения С. Есенина «Береза», учащиеся рассматривают березу, как образ красивой одинокой девушки. Изучая произведение М. Карима «О березовом листе», ученики представляют березу как символ Родины: «…Береза же – великая Россия – так зелена, так высока!», а березовый листок как образ Башкирии.

           Кроме значения слова, нас интересует и его происхождение. Береза получила название по цвету коры. У древних славян существовало слово бер, означающее «светлый», «ясный», «блестящий», «белый». Именно от бер и образовалась сначала берза, а потом береза. Хотя мы и считаем березу исконно русским деревом, символом России, название его знакомо большинству индоевропейских народов. Оно восходит к корню, уходящему в глубокую древность, и обозначает, как уже отметили, не только белизну, но и блеск.    Кстати, название коры березы – береста – связано с тем же корнем.

 

           На этом этапе будут весьма логичны упражнения по подбору родственных слов: березонька, березка, березовый, подберезовик.

 

          Проводится словообразовательный анализ, на основе которого выясняется структура слова, слово, от которого оно произошло, и почему так названо. На данном этапе приступаем к формированию умения осознанно находить производящее слово. Для работы можно предложить такие слова: подснежник (от снег), шиповник (от шипы), земляника (от земля), кукушка (от ку-ку).

 

          В плане развития речи учащихся предлагается включить новое слово в словосочетания: березовый сок, веник, лист; березовая листва, роща, кора, аллея; в предложения: Белые стволы берез блестят на солнце.

 

          Работа с орфограммами строится на основе построенных детьми предложений или в самостоятельно подобранных текстах про березу.

 

Например, в  тексте отрывка стихотворения В. Рождественского

                … Б..реза з..леные косы               

                Р..звесила с тонких в..твей.

                Вся в бел... плат(?)е одета,          

                В с..ре..ках, (в)листв.. кружевной …  

решить орфографические задачи, вставить буквы в «окошки».

 

            Практическое применение знаний и умений в работе с концептами позволяет сформировать умение использовать слова правильно и уместно (составление словосочетаний, предложений с заданными словами; близкий к тексту пересказ с использованием важнейшей лексики и фразеологии оригинала; рассказ по наблюдениям, по картинам и иные сочинения различных типов). Разнообразные задания творческого характера развивают ум, активизируют воображение и фантазию детей. Одним из вариантов такой работы является придумывание загадок и написание стихов. Приведем пример творческой работы Мавлютовой Регины, ученицы 7 класса:

                Березка, над рекой склонившись,                  

                Слегка качает головой,                                 

                Как будто девушка, влюбившись,                

                Сидит в раздумьях пред зарей. 

                Ах, как красиво отражалась      

                На белом платьице заря

                И как, играя, заряжались

                Зеленой бодростью глаза! 

            

          Технология работы с концептами не только позволяет проводить различные виды работы, но и вызывает интерес и любовь к слову, родному языку, развивает творческое воображение, приобщает к историческим фактам культуры родного языка, учит работать со словарями.

 


Вернуться к началу документа

Вы можете сохранить статью и поделиться с друзьями: