Самоорганизация – школа успеха

Главная > Публикации > Самоорганизация – школа успеха

Кузьмина Е.С., Ващук Е.А., Козлова Е.В.,

учителя МБОУ «СОШ № 26», города Стерлитамак РБ

 

Самоорганизация – школа успеха


Материал представлен на Международной научно-практической конференции «Преемственность поколений – основа воспитания молодежи» и опубликован в сборнике статей коференции,г. Стерлитамак, Стерлитамакский филиал ГОУ ВПО «МГОПУ им. М.А. Шолохова», апрель 2007.

 

          Решать вопросы демократизации общества невозможно без демократизации школьной жизни, в основе которой находится самоуправление. Развитие и поддержка ученического самоуправления, самоорганизации в учреждениях образования позволяет воспитывать молодое поколение так, чтобы дети и подростки не только понимали необходимость в управлении собственной жизнью, но и знали, как это делать; создавать условия для социального становления личности, развития у учащихся демократической культуры, социального творчества, лидерско-организаторских навыков, совершенствования своей личности, общества, государства. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» школьное самоуправление является непременным условием функционирования любого учреждения. Детские движения, как пространства самоорганизации – это способ практики жить в социальном пространстве прав и обязанностей, возможность демонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественный опыт, который будет особенно значимым для общества, если он соответствует принципу «Декларации о правах ребенка»: «Растить будущих граждан в полном сознании, что их энергия и способности должны посвящаться служению на пользу другим людям».

 

          В области воспитания проблемой является управление воспитанием «по процессу», т.е. оценка качества воспитательной работы исходит из анализа количества разнообразных мероприятий, проводимых в классе, школе, из количества детей, охваченных этими мероприятиями. Перейти в области воспитания к управлению «по результату» не просто. «Необходимы программы воспитания, в которых были бы прописаны не только цели, задачи, но и ожидаемый результат, содержание, а также способы отслеживания результата (диагностики). Отсутствие комплекса программ для всей вертикали школы от 1 до 11 класса является причиной фрагментарной работы в области воспитания» [3,74]. Педагоги отмечают снижение ценности общественной работы у подростков. Основной проблемой школьного самоуправления является потеря интереса, отсутствие инициативы у детей. Одной из причин такого положения является отсутствие опыта участия детей в детских общественных организациях с младших классов. Если дети не планировали деятельность своих объединений в начальных классах, то им тяжело, непосильно планировать и организовывать работу школы. Именно поэтому воспитательные программы для учащихся начальной школы, в которых выделен аспект развития самоорганизации в классе, помогут преодолеть эти трудности развития детей.

 

          Дети живут в обществе, структурированном социальными институтами, находятся в рамках деятельности семьи, школы, кружков, секций и включены в порядок, созданный другими, где нет места для опыта создания собственного порядка или самоорганизации. Природа деятельности и законы развития «толкают» ребенка на поиск таких ситуаций, в которых возможно получение собственного опыта упорядочивания элементов «своего мира» и формирования мировоззрения. Чем жестче структурирована социальная среда, тем меньше места для опыта самоорганизации есть у ребенка. Остается пресловутая «улица» - место «хаоса» или неупорядоченных элементов. Или детское движение, в котором создание условий для «выращивания» уровня самоорганизации ребенка и коллектива становится миссией, содержанием, результатом деятельности. Дети, в соответствии со своей природой, очень мобильны в своих потребностях, привязанностях – они, участвуя в каком либо деле, быстро кооперируются и легко переходят из одной группы в другую. Детское движение мобильно, изменчиво, и потому – это идеальная среда для самоорганизации.

 

          Младший школьный возраст – особый самоценный период, в который развиваются важные качества личности, позволяющие детям шагнуть в подростковую жизнь и дальше. Чтобы достичь этого, необходимо педагогически грамотно выстроить «технологию» процесса воспитания, «включения» детей в самоуправление. Среди малышей редко кто не хочет иметь поручение, но, получив его, многие быстро утрачивают интерес к нему. Бесспорно, подобные проявления тормозят развитие самостоятельности у детей. Но видеть только это – значит недооценивать самоценность данного периода, не считаться с тем, что именно на этом этапе могут развиваться, а могут и увянуть так и не развившись, важнейшие качества личности. Одновременно с тем, что ограничивает развитие самостоятельности, существует и то, что его движет. Детей отличает огромный заряд активности. Их огорчает отсутствие дела, определенной роли в общественной жизни, конкретного поручения. Их обуревает жажда деятельности. Они открыты для общения.

 

          «Самоорганизация – это «упорядочивание» элементов вышедшей из равновесия системы и создание нового равновесного состояния, в котором каждому элементу найдется свое функциональное место» [2,58]. Процесс самоорганизации включает в себя этапы:

  • анализа ситуации, выявления проблемы, обнаружения противоречия;
  • определения стратегии (куда двигаться) и постановка цели (чего достичь);
  • разработка плана действий и поиска ресурсов;
  • организация и осуществление запланированной деятельности;
  • подведение итогов и анализа эффективности деятельности.

 

          Самоорганизация – сложный и длительный процесс последовательной деятельности детей вместе с взрослыми через решение постоянно усложняющихся жизненных задач, поэтому в работе с детьми исходим из понятий «сам», «самостоятельно». Самостоятельность – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это, по мнению педагогов и психологов, способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь. А как понимают, что такое «сам» младшие школьники? Большинство из опрошенных учеников 3 – 4 классов считают, что «сам» – это когда дети делают все сами, без взрослых, одни, когда никто не заставляет и не командует, не руководит и не подсказывает. Самостоятельно – «Значит, захотел и сделал», «как придумал, так и будет». Суть понятия дети усваивают очень точно. «Осознание своего «Я» ведет ребенка к пониманию того, что человек становится личностью, когда он добровольно подчиняет свои действия моральным требованиям общества, коллектива, осознает их содержание и значение, способен ставить перед собой нравственные цели и вырабатывать решения применительно к конкретным обстоятельствам, оценивать свои поступки и действия окружающих, воспитывать себя»[1,35]. Психический облик личности С.Л. Рубинштейн рассматривает, отвечая на три основных вопроса:

  • Чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремиться?
  • Что он может? (Его способности, дарования, одаренность)
  • Что он есть? (Характер человека)

 

          Этапы самореализации личности младшего школьника в деятельности органов самоуправления:

          1 этап – дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия.

          2 этап – ребята в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, находят некоторые способы их осуществления.

         3 этап – младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях.

 

          Одним из существенных вопросов для взрослого – это вопрос что делать вместе? Совместными усилиями можно подготовить и провести трудовые акции, вечера и концерты, игры и спортивные соревнования, занятия клубов по интересам, экскурсии и походы. Для совместной работы подходят дела, имеющие четко определенную цель, значимую и полезную для других ребят, имеющую практическую направленность. Такие дела дают выход активности маленьких и взрослых, позволяют всем детям попробовать свои силы и в то же время посильны для тех и других. При выборе таких дел не стоит гнаться за количеством: одно-два дела, к которым расположены и старшие,  и младшие, дадут больше для развития детей, чем множество проведенных наспех мероприятий. Постепенно необходимо привлекать ребят к обсуждению замысла проведения предстоящего дела. Пусть они попробуют высказывать свои мнения, предлагают, что и как делать, как распределить силы. Для организации совместных дел лучше всего создавать микроколлективы, включающие и старших и младших.

 

          Особую значимость для младшего школьника имеет подведение итогов работы. Важно объяснить им, что было и что стало после проведенной работы. Ребенку необходимо видеть плоды своей работы, результаты его деятельности.

 

          В нашей школе разработана и активно функционирует программа самоорганизации учащихся 5 – 11 классов  «Дорога к успеху». Мы предлагаем программу работы с учащимися начальных классов. Наблюдение, анкетирование, социометрические обследования и другие виды тестирования позволяют педагогам выявлять группу детей, обладающих склонностями и способностями к лидерству. Данную программу мы рассматриваем как возможность развивать творческий потенциал будущих лидеров, организаторов детского движения.

 

ПРОГРАММА  «Школа лидеров «Первые шаги к успеху»


            Цель: создание условий для воспитания свободной, духовно-нравственной личности с навыками самоопределения, саморазвития, способной адаптироваться к реальной окружающей действительности; создание обстановки психологического комфорта и безопасности личности ребенка, установление гуманных нравственно-здоровых отношений в социальной среде.

 

            Задачи: развитие способностей коммуникативных, организационных, творческих, художественных; формирование качеств, умений, способностей, необходимых личности для выполнения социальных, творческих и профессиональных функций повышение социально-психологической компетентности учащихся при взаимодействии с окружающими; формирование активной социальной позиции, развития способности ставить перед собой цель и стремиться быть успешными.

 

             Основные идеи программы:

1. Воспитание средой – воспитывает учащегося среда, в которой он осуществляет свою деятельность: учебная группа, которая должна стать командой, где учащиеся занимают новую социальную позицию – организатора. 

2. Знания, которые получают учащиеся в ходе занятий, переживаются и вживляются, т.е. новая информация либо подкрепляется игрой, ролевым тренингом или практической деятельностью, теория может закрепляться практикой или вытекать из практики, из тех наблюдений и ощущений, которые участники получают в ходе практической деятельности.

3. Целостность и системность психолого-педагогического процесса - это не набор интересных игр и упражнений, а строгое подчинение логике курса.

 

         В программе используются разнообразные методы и приемы обучения:

1. Групповое обучение с широким использованием принципов системы социального гражданского воспитания.

2. Игровые методики: социально – психологические, ролевые, деловые игры, психологические тренинги.

3. Дискуссии по конкретным жизненным ситуациям.

4. «Общий круг» - обсуждение каких-либо проблем, ситуаций с обязательным высказыванием каждого участника по кругу.

5. Обратная связь с учащимися – рефлексия, анкетирование.

 

           Ожидаемые результаты. Формирование у учащихся желания и стремления работать над собой, добиваться успеха. Лишь выполняя определенную роль в коллективе, в совместной деятельности с другими ребятами, ребенок может оценить себя как личность. Умение работать сообща, слушать друг друга, помогать друг другу – качества, которые будут способствовать созданию единой команды (отряда), объединенного общей социально-значимой деятельностью. Приобретение учащимися чувства уверенности в себе; развитие у детей качеств, необходимых для деятельности в сфере человек-человек.

 

Темы для обсуждения на занятиях

«Школы  лидеров «Первые шаги к успеху»:


I тема. Я – личность

«Кто я? Какой я?»; «Чего я хочу? Что я могу? Что я для этого умею? Что необходимо сделать, чтобы этого достичь? »; «Формула успеха»; «Кем быть? Каким быть?»

 

II тема. Мир за моим окном. Какой он?

«Я и мои роли»; «Я и моя учебная позиция»; «Окружающие люди, начиная с самых близких»; «Я – семь «Я»; «Что я чувствую, когда близких нет рядом?»; «Товарищи и друзья»; «Я и моя позиция в группе (классе)»; «Наша команда в общественной жизни»; «Неизбежно ли противоречие между хочу и должен?»; «Радость ответственности».

 

III тема. Культура общения

«Речевой этикет»; «Культура поведения и такт»; «Терпение – это последний ключ, открывающий двери»; «Право на ошибку»; «Умение прощать своих друзей и недругов».

 

IV тема. Жизнь по законам красоты

«Человек в природе»; «Я и моё  здоровье»; «Мода и школьная одежда»; «Мы в ответе за тех, кого приручили». 

 

Литература:

  1. Бочкарев В.И. Социально-педагогические основы школьного самоуправления. – М.: МАСШС, 1997.
  2. Кабуш В.Г. Ученическое самоуправление: теория и практика. – Минск, 1997.
  3. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
  4. Коновалова О.Б., Рыжова Ж.В. Хочу быть лидером. – Н. Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2003.            

Вернуться к началу документа

Вы можете сохранить статью и поделиться с друзьями:





Комментарий
Швецова Наталья

Ответ #1 дата : 14-08-2010, 18:28:14
Очень интересный материал! И снова беру себе на заметку. Спасибо!