Работа с концептом как средство речевого развития младшего школьника

Главная > Публикации > Работа с концептом как средство речевого развития младшего школьника

Работа с концептом как средство речевого развития

младшего школьника (на примере художественного концепта КОНЬ)


Статья опубликована в сборнике материалов региональной научно-практической конференции «Шолоховские чтения», 2007г.

Стерлитамакский филиал ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова»

 

           В рамках модернизации содержания школьного курса русского языка и методики его преподавания одним из самых перспективных представляется лингвокультурологическое направление. Основная цель данной новой отрасли языкознания – взаимосвязанное изучение языка и культуры. Важным структурным компонентом языкового образования школьников является культура народа – носителя русского языка. Невозможно познать русский, как и любой другой язык, в отрыве от познания всего того, что создано народом, говорящим на этом языке: «В языке каждого народа слагаются результаты жизни, чувства, мысли бесчисленного числа индивидов, и все это громадное наследство душевной жизни людей передается ребенку в родном языке». [1; 241] Подход к языку как феномену культуры обусловил интерес к национально-культурному компоненту значения языковых единиц и прежде всего слова. Слово – самое мощное средство воспитания и взаимодействия. Слово может соединить людей, а может и разъединить их, оно может служить любви, но может служить вражде и ненависти. Слово – это коллективная память народа. Слово неизбежно рождает в сознании человека культурные ассоциации. Если у ребенка небогатый жизненный опыт, скудные знания о культурном содержании слова, эти ассоциации будут очень бедны. Лингвокультурологический подход в изучении русского языка состоит в том, чтобы дать материал для обогащения не только языковых, но и культурологических знаний учащихся. Сегодня все больший интерес вызывает работа с концептами русской культуры.

 

            В научной литературе лингвисты определяют понятие концепт по-разному: как «сгусток культуры в сознании человека» [3;43]; как «информационную структуру, которая отражает знание и опыт человека, оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, отраженной в человеческой психике» (Краткий словарь когнитивных терминов); как свернутый текст, как феномен культуры, в котором сочетаются архетипические и мифопоэтические параметры, а также религиозно-философские и культурно-историческое знание о мире. [1;105]

 

           Вслед за профессором БГУ Л.Г. Саяховой мы считаем, что «формирование ученика как языковой личности основывается на трех компонентах: языковая, коммуникативная и культурологическая компетенция».[2;15] Таким образом, опираясь на культурологический и коммуникативный подход в овладении языком как средством общения, мы разработали технологию работы с концептами на уроках русского языка в начальной школе.

 

           К концептам русского языка можно отнести также такие понятия, как вода, земля, солнце, красота, сердце, друг, заря, поле, лес, береза, река, горы, степи. Чтобы сохранить контуры языковой картины мира, слова принято делить на тематические блоки «ЧЕЛОВЕК», «ОБЩЕСТВО», «ПРИРОДА» и т. д. Так, тематический блок «ЧЕЛОВЕК» включает концепты: добро – зло, свет – тьма, батюшка, спасибо, дом, изба, очаг, печь, лапти, хлеб, мать и др.; блок «ОБЩЕСТВО» включает такие слова-символы, как Родина, Россия, дорога, рубль, золотник, матрешка и т.д.; блок «ПРИРОДА» содержит концепты: месяц, звезда, Земля, береза, осина, лебедь, петух, лошадь и др.

 

            Предлагаемая система использования концептов позволяет учителю неформально подойти к введению в структуру урока регионального компонента, включающего в себя ту часть содержания образования, в которой отражено региональное своеобразие культуры (родной язык и литература, история, география региона). Воспитание детей невозможно без знания народной мудрости, традиций и обычаев своего народа. При обучении мы стараемся использовать то лучшее, что накоплено и создано нашими предками.

 

           Рассмотрим основные методические приемы работы с концептами.

 

           Новый концепт вводим через характеристику ассоциативных представлений учащихся о данном слове-понятии. Например, через отгадывание загадок: «Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник», «Для мужчины – крыло, для султана – клеймо, летом не устает, снег зимой в поле мнет», мы осуществляем знакомство с концептом конь (лошадь) по таким признакам, как первый работник на селе, работает летом без устали, быстрое средство передвижения. Такую работу по введению концепта уместно предлагать уже в первом классе, развивая ассоциативное мышление детей. Какие ассоциации возникают у вас при упоминании о коне (лошади)?


          На данном этапе проводится работа над лексическим значением слова по толковому словарю, справочным материалам, книгам для чтения. Выполняя их, учащиеся задумываются над значением слова, его многозначностью, над устойчивыми оборотами речи. Эта работа может быть предложена в качестве домашнего задания. Работу с толковыми словарями можно предлагать в отдельных случаях уже со второго класса адресно указывая статьи в словарях С.И.Ожегова и В.И.Даля. Дети находят в словарях толкование слова, например, конь: 1) Крупное непарнокопытное животное семейства лошадиных. 2) Шахматная фигура. 3)Гимнастический снаряд.

 

           Анализируя строки стихотворение А.Пушкина учащиеся рассматривают лошадку, как образ кормилицы, конь же – опора в оседлом крестьянском хозяйстве. Изучая строки Башкирского исторического эпоса «Карасакал» ученики представляют коня как друга и помощника человека. 


Отдохнуть батыр приляжет –                               

Конь всегда стоит на страже,          

Коль грозить беда им будет,                           

А батыр на землю падал,                          

Конь хозяина разбудит…                       

Раненый стрелою вражьей,                                        

Одного не оставлял он…(Башк. эпос «Карасакал»)

 

Зима!  

Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь.

Его лошадка, снег почуя,

Плетётся рысью как-нибудь.  (А. Пушкин)     


          Конь – излюбленный образ русской сказки. В них он – символ верности, преданности в дружбе, силы и могуществе. Коньков изображали на крышах русских изб. Конь символизировал достаток и благополучие крестьянской семьи. Один из самых популярных образов в башкирском фольклоре – крылатый конь – тулпар. Для башкир конь – символ доблести джигита, верный товарищ в битвах за родную землю. Без коня не проходили скачки и праздник плуга башкирского и татарского народа – сабантуй.

 

          Кроме значения слова, нас интересует и его происхождение. До татаро-монгольского нашествия слова лошадь в русском языке не было. Пришло оно от тюркского алаша ат и означало вьючное животное.

 

          На этом этапе будут весьма логичны упражнения по подбору родственных слов: конюх, конюший, конюшня, конята, коняка, конный. Лошадь – это название хорошо знакомого нам домашнего животного. Если хотят сказать о лошади ласково, с любовью, говорят: «Лошадушка». Невзрачная,  низкорослая, слабая – лошаденка, игрушка – лошадка. Эта работа позволяет провести наблюдение за единообразным написанием корней родственных слов, что является необходимым при организации работы с основными орфограммами русского языка.

 

             В плане развития речи учащихся предлагается наблюдать концепт в авторских художественных текстах, а так же включать новое слово в словосочетания: крылатый конь, мохноногая лошадка, конь ретивый, вороной конь; в предложения: И рванули с места кони! Командир сидел на вороном коне. Что ты ржешь, мой конь ретивый, что ты гриву опустил? (С. Есенин) Из гущи сечи к быстрой речке мой быстрый конь помчал меня и унес. (С. Юлаев). Без знания сочетаемости такого слова с другими словами, учащиеся не научатся правильно и точно употреблять концепт в речи.

 

              Работа с орфограммами строится на основе построенных детьми предложений или в самостоятельно подобранных текстах про коня (лошадь), а так же по текстам загадок. Например, в отрывке поэмы «Урал-батыр»:

          Камыш..нками уш.. торч..т,                        Ноздри – как дольки чеснока,

          Грива – как девич(?)я к..са;                        Шея тонкая, как змея,

          Грудь с..колиная, у..ки б..ка,                      А помчится, вспорхнув, как птица –

          Крут и легок в копытах он,                         Только следом пыль заклубится.  

решить орфографические задачи, вставить буквы в «окошки».

 

          Практическое применение знаний и умений в работе с концептами позволяет сформировать умение использовать слова правильно и уместно. Разнообразные задания творческого характера развивают ум, активизируют воображение и фантазию детей. Одним из вариантов такой работы является придумывание загадок и написание стихов. Приведем пример творческой работы Исаева Вадима, ученика 3 класса:

            Конь на скалы забирался,

            По степи он вихрем мчался,

            Вороной скакун, как птица,

            Стрел врага не устрашится.

            Вот джигит на резвом коне,

            Сабля блещет на тонком ремне.

            Два верных друга  в суровом бою

            Бьются за землю родную свою!

 

           Такая работа дает представление о богатстве и многогранности каждого слова, о жизни слова в культуре и сознании народа в каждом слове. Предлагаемая система работы с концептами показывает, как предоставить детям возможность самовыражения, как стимулировать способности ребенка к созданию новых образов, сюжетов, использовать приемы описания, обнаруживать и устанавливать неожиданные связи, то есть связи, которые не лежат на поверхности.  

 

Литература:

  1. Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. – Екатеринбург, 2000. – 105 стр.
  2. Воробьев В.В., Саяхова Л.Г. Русский язык в диалоге культур: Учебное пособие / Элективный курс для 10-11 классов школ гуманитарного профиля. М.: Ладомир, 2006. – 15 стр.
  3. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Академический Проект, 2001. – 43 стр.
  4. Ушинский К. Д. Собр. соч. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. – Т.7. – 241 стр.

Вернуться к началу документа

Вы можете сохранить статью и поделиться с друзьями: