Работа над концептами в начальных классах

Главная > Методические материалы > Работа над концептами в начальных классах
Работа над концептами в начальных классах

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Да, да, именно о культуре нужно думать во все времена жизни, и в самые тяжкие. Во всех условиях нужно хранить то, чем жив дух человеческий. Для того же, чтобы хранить, нужно знать это сокровище, а для знания нужно изучать.

                                                                              Н.К. Рерих

 

             Образовательные стандарты основного общего образования по русскому языку как одну из основных целей изучения языка определяют «воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности и сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь».

             Поиски эффективных путей обучения языкам привели к разработке лингвокультурологической концепции лингвистического образования. Современные представления о языке как объекте языкознания российский языковед Ю. Н. Караулов базирует «…на четырех «китах» - фундаментальных его свойствах: исторически обусловленном характере развития, психической природе, системно-структурных основах его устройства, социально осмысленном характере возникновения и употребления» [12; 15]. Ни один из них не обладает интегрирующей силой. Возникла необходимость ввести в лингвистическую парадигму понятие «языковая личность».

            Воспитание языковой личности как субъекта национальной культуры находится в центре внимания современной системы образования и воспитания [44; 63]. Русский язык как учебный предмет, духовный, мировоззренческий, призван формировать систему взглядов на природу и общество, воспитывать гражданина и патриота, обеспечивать неразрывное единство и взаимодействие языка, культуры, личности. В философской и педагогической литературе обсуждается вопрос о разработке теоретических основ и принципов «культуросообразной» школы, главной задачей которой станет воспитание «человека в культуре» и «человека культуры».

           Особое место в этом процессе должно быть, без сомнения, отведено родному языку. Родной язык играет важнейшую роль в формировании сознания растущего человека, в его  вживании в культуру. Невозможно познать русский или любой другой язык в отрыве от познания всего того, что создано народом, говорящим на этом языке. К.Д. Ушинский утверждал: «В языке каждого народа слагаются результаты жизни, чувства, мысли бесчисленного числа индивидов, и все это громадное наследство душевной жизни людей передается ребенку в родном языке»[37; 241].

           Отражая в концентрированном виде духовную жизнь человечества, язык является сильнейшим средством воспитания; усваивая язык, человек не только познает мир, но и учится жить в этом мире, приобретает ценностные ориентиры, глубже проникает в национальную и общемировую культуру, приобщается к духовным богатствам народа, соотносит знания, получаемые на всех школьных уроках, с опытом повседневной жизни, в результате чего осознает своё место в современном обществе, приобретает навыки общения в разных ситуациях, т.е. социализируется.

           В связи с актуальными и современными идеями культурологического подхода к преподаванию русского языка, в основе которого лежит триада язык – культура – общество, в рамках модернизации содержания школьного курса русского языка и методики его преподавания одним из перспективных и актуальных представляется лингвокультурологическое направление.

           Всё больший интерес в освоении компетентностного подхода вызывает работа с концептами русской культуры. Концептная методика – это теория и практика обучения оптимальными средствами введения в культуру сквозь призму языка современного ученика как языковой личности, носителя индивидуальной картины мира.

          Мы придерживаемся трактовки понятия «концепт», предложенной доктором педагогических наук, профессором Башкирского государственного университета Л.Г.Саяховой: «Концепт – интегрированная лингвинокультурологическая единица, включающая лингвистический и энциклопедический аспекты семантики, соединяющая лексическое значение и лексический фон» [30; 28]. Лексический фон понимается как связь слова с историей и культурой народа, т.е. культурный ореол слова.

           Слово – коллективная память народа. Взгляд народа на жизнь отражается в слове уже при самом наименовании предмета. Что увидел народ в этом предмете, какой признак при его наименовании лёг в основу слова? Непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи отрицательно сказываются на мыслительном и языковом развитии. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, тёмно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета» [36; 148].

            На уроках русского языка в начальной школе возможно осуществлять межпредметные связи по следующим учебным направлениям:

  • литература: произведения устного народного творчества (легенды, сказки, поговорки, пословицы, потешки, песенки), классической литературы, современных детских писателей;
  • природа: взаимодействие человека и природы; материальное, эстетическое, нравственное воздействие природы на человека; охране природы; звёзды, небесные тела и их значение в жизни людей; природные явления и стихии; разнообразие живых организмов, условия их существования;
  • человек (коммуникативные умения): речевые конструкции; средства эмоционального воздействия; выразительные средства языка;
  • общество: знания о родной стране, Республике Башкортостан (столица, символика); жизнь и труд народов России; взгляды людей на окружающую природу (поверья, обряды, праздники, священные животные и растения); наиболее известные деятели культуры родного края, писатели.

            Лингвокультурологический подход в изучении русского языка – один из способов такой интеграции. Так, при изучении поэтических произведений на уроках литературного чтения возможно, а иногда необходимо, обращение к народным истокам (например, анализ образа берёзки, олицетворяющей юную девушку в устном народном творчестве, стихотворениях С. Есенина, уже является штрихом к познанию русской языковой картины мира). Однако подобные примеры редки в практике преподавания в начальной школе и носят случайный характер. Системная работа как одна из целей преподавания русского языка отсутствует, в то время как необходимость в этом явно ощущается.

            В Республике Башкортостан разрабатывается лингвокультурологическая концепция обучения русскому языку как родному и как языку межкультурного общения. Л.Г.Саяховой, Т.Н.Дорожкиной, Н.Ш.Галлямовой, Л.К.Муллагалиевой созданы прекрасные учебники, учебные и методические пособия, словари, предназначенные для учащихся среднего и старшего звена. 

            Среди учителей и методистов стало единым мнение о том, что у учащихся начальных классов низкий уровень речевого развития: ответы бедны в лексическом отношении, многие слова, которые употребляются в детской речи, неполноценны, связная речь часто бывает примитивной. Методическое решение данной проблемы рассматривается в трудах М.Р. Львова, Т.П. Сальниковой. Коммуникативную направленность имеют программы по изучению русского языка для начальной школы авторов Л.Я. Желтовской, М.С. Соловейчик. Интересующий нас материал находится в различных методических источниках, что затрудняет организацию системной лингвистической работы. Возникает необходимость систематизировать материал для организации лингвокультурологических занятий на уроках русского языка, литературного чтения во взаимосвязи с культурой.

            Цель данной работы – рассмотреть основные понятия концептной методики, аргументировать её важность в реализации лингвокультурологического подхода в обучении.

             Задачи:

1)       изучить основы теории и методики работы с концептами;

2)       выявить инновационные возможности реализации понятия «концепт» в начальных классах;

3)       предложить учителям систематизированный материал для организации работы с учащимися  начальной школы с концептами.

            В работе также приводятся основные трактовки термина «концепт», строение и особенности организации концепта, представлен практический материал, который познакомит с приемами работы со словом в аспекте культуры, благодаря использованию которых у учащихся начальных классов формируется позитивное личностное отношение к слову, обогащается словарный запас; а учителя смогут помочь учащимся глубже осознать родной язык как культурную ценность своего народа.


Прочитать первый раздел 

«Концепт как основное понятие лингвокультурологии»


Вернуться к началу документа

Вы можете сохранить статью и поделиться с друзьями: