Пожелание родителям будущих первоклассников

Главная > Методические материалы > На пороге школы > Пожелание родителям будущих первоклассников
Пожелание родителям будущих первоклассников
Как помочь первокласснику адаптироваться в новом классном коллективе, сделать его учебу интересной, увлекательной, обеспечивающей постоянное умножение знаний и практических навыков?
На эти и другие вопросы мы уже пытались ответить в статье "Ответы на вопросы родителей будущих первоклассников".
Сегодня мы продолжим наш разговор по проблеме подготовки к школе и адаптации детей.
 Опыт педагогов показывает, что учится успешно только тот ученик, который умеет управлять собой, подчиняясь тем требованиям, которые предъявляют к нему взрослые. Поэтому успех в освоении математики, русского языка и других предметов определяется не столько уже имеющимися навыками чтения, письма, счета, сколько способностью слушать и слышать учителя, выполнять правила организации учебной жизни в школе. Такой навык вырабатывается вами с помощью четкой организации того времени, которое ребенок проводит дома. Если он имеет определенный перечень домашних обязанностей, соблюдает режим дня, не спорит с вами, когда ему дают конкретное поручение, осмысленно смотрит телепередачи, то ему легко научиться за короткое время стать учеником, который своей учебой будет приносить радость самому себе, вам и учителям.

Поэтому предлагаем вам:

1. Разработать вместе с ребенком обоснованный режим дня, обязательновключающий в себя 20-30 минут чтения вместе с вами художественной литературы;просмотра телепередач, но не более 1-1,5 часов с пересказом вами тогоинтересного, что ребенок узнал из них. При этом постарайтесь существенноограничить просмотр детских и взрослых фильмов, где демонстрируются картины насилия, жестокости, запугивания. Они незаметно, но неуклонно расшатывают нервную систему маленького человека, усиливают разнообразные страхи и делаютего склонным к проявлению неконтролируемой жестокости по отношению к животным илюдям.

2. Предусмотрите время для активного отдыха, обязательно включающего тефизические упражнения, которые развивают ловкость, подвижность, быстротуреакции и терпение. При этом лучше всего проводить эти занятия на свежемвоздухе. Важно, чтобы свободное время не было наполнено бездельем.

3. Старайтесь чаще задавать ребенку такой вопрос «Зачем он делал нечто?»Например, смотрел телевизор, играл с друзьями в игры на компьютере или наулице, рисовал, лепил. Тем самым вы будете стимулировать ребенка постояннодумать о том, что он делает, а не механически подчиняться природнымпобуждениям, склонностям, желаниям.

4. Старайтесь предъявлять ребенку только те требования, которые можетерационально обосновать. Лучше всего в спокойной обстановке объяснить причины,побуждающие человека. Вырабатывать самоконтроль, умение выполнять различнуюдомашнюю работу, ограничивать имеющийся у себя эгоизм, себялюбие. Не сразуребенок будет реагировать на ваши требования, иногда уходят месяцы и годы навыработку какого-то полезного навыка, который в настоящее время ребенок активноотвергает.

5. Старайтесь при оценке своего ребенка отмечать прежде всего его успехи,связанные с преодолением собственной лени, вспыльчивости, неорганизованности.Только после этого указывайте на те недостатки, с которыми надо еще работатьему самому. Известно, что развитие личности определяется уровнем зрелости еегордости, чувства стыда, совести, наличием воли, терпения. Родители толькопомогают ребенку сформировать данные качества. Мы желаем вам терпения,спокойствия, оптимизма в организации той поддержки, которая требуется ребенкудля обеспечения его успешного будущего.

Десять заповедей для мамы и папы будущего первоклассника

 

1. Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький.
Дайте ему посильную работу в доме, определите круг его обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас большой, мы уже можем доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль, вынести ведро и т.д.)».

2. Определите общие интересы.
Это могут быть познавательные (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные интересы (обсуждение семейных проблем). Участвуйте в любимых занятиях своих детей, проводите с ними свободное время не «рядом», а «вместе». Для этого достаточно посмотреть вместе фильм, поиграть «в солдатики», построить крепость из снега, поговорить на волнующие ребенка темы. Не отказывайте детям в общении, дефицит общения – один из самых главных пороков семейных пороков.

3. Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи.
Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему денег на мороженое, сравнив при этом цену на него и другой продукт). Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, приглашайте за покупками в магазин.

4. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка, особенно в присутствии посторонних.
Уважайте чувства и мнение ребенка. На жалобы со стороны окружающих, даже воспитателя или учителя, отвечайте: «Спасибо, мы дома, обязательно поговорим на эту тему». Помните педагогический закон воспитания: доверять, не считать плохим, верить в успех и способности («ты можешь», «у тебя обязательно получится», «я в тебя верю»).

5. Научите ребенка делиться своими проблемами.
Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие в общении ребенка со сверстниками или взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию. Постарайтесь разобраться объективно: не считайте всегда правым своего ребенка и неправым другого и наоборот.

6. Чаще разговаривайте с ребенком.
Развитие речи – залог хорошей учебы. Были в театре (цирке, кино) – пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что вам это действительно интересно. Вместе придумывайте самые разные фантастические истории - о предметах, вещах, явлениях природы. Ваш ребенок должен быть фантазером.

7. Отвечайте на каждый вопрос ребенка.
Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет. В то же время чаще прибегайте к справочной литературе («Давай вместе посмотрим в словаре, энциклопедии»), приучайте детей пользоваться самостоятельно справочниками и энциклопедиями, а не ждать всегда вашего ответа.

8. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка.
Видеть мир глазами другого – основа взаимопонимания. А это означает – считаться с индивидуальностью ребенка, знать, что все люди разные и имеют право быть такими!

9. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребенком.
На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что ваш ребенок может все, нужно только чуть-чуть ему помочь Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладости.

10. Не стройте ваши взаимоотношения на запретах.
Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант. Уважение к ребенку сейчас – фундамент уважительного отношения к нему в настоящем и будущем. Никогда не пользуйтесь формулировкой «если …, то …» (Если уберешь свои вещи, разрешу смотреть телевизор!), это пагубно влияет на воспитание личности – ребенок принимает позицию «Ты – мне, я – тебе».

Физиологические особенности детей младшего школьного возраста
Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Ответы на вопросы родителей будущих первоклассников

Вернуться к началу документа

Вы можете сохранить статью и поделиться с друзьями: