32 или 33? или Почему забывается буква "Ё"?

Главная > Юные исследователи > 32 или 33? или Почему забывается буква "Ё"?
32 или 33? или Почему забывается буква

Победитель международного фестиваля детского творчества "Звёзды нового века" в номинации "Гуманитарные науки"

Введение

 Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью...

Алексей Николаевич Толстой

 

        Мы живём в огромной многонациональной стране – России, где говорят на великом русском языке. Русский язык является родным миллионам жителей России, на нём говорят люди различных национальностей, населяющих её территорию.

        Однако в быстро развивающемся современном обществе люди стали пренебрежительно относиться к языку: небольшой словарный запас, речь молодёжи засорена жаргонизмами, наблюдается злоупотребление заимствованными из других языков словами. А языкам малых народов нашей Родины грозит исчезновение. Как же так? Мы стараемся в совершенстве овладеть иностранными языками, а к своим корням равнодушны!

        Я люблю читать. Дорогу в мир литературы, в страну знаний мне помог найти алфавит.  Читая различные книги, я заметила, что довольно часто вместо буквы «Ё» употребляют «Е». Это затрудняет чтение и понимание прочитанного. А всему причина – одна буква алфавита.

        Современные учёные, изучающие русский язык, ведут споры о количестве букв в алфавите. Одни утверждают, что букв 33, а другие – 32. Так сколько же букв – 33 или 32? С чем связаны эти противоречия?

Обоснование актуальности темы

        В последнее время всё чаще можно заметить в книгах, газетах, журналах, рекламных плакатах, на интернет-сайтах практически не используется буква «Ё», даже в учебнике «Литературное чтение» В.А. Лазаревой [2] для начальной школы отсутствуют точки над буквой «Ё». Младшие школьники ещё не всегда хорошо читают и разница между буквами для них очень значительна и важна для того, чтобы верно прочитать и понять значение слова. Так, на уроке русского языка мы выполняли задание по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик. Задание было таким [6;116]:

 

        Учительница попросила прочитать задание вслух. И так вышло, что варианты прочтения оказались разными. Одни ребята прочитали слово «узнаёшь» по правилу – с ударением на слоге с буквой «Ё», а были ученики, которые прочли это слово так: «узнáешь». Мы обсудили: изменился ли смысл слова? Оказалось, что да! Почему же ученики 2-го класса путают буквы «Е» и «Ё»? К чему может привести такая путаница?

         Мы пока учимся, иногда ошибаемся. Но из-за нежелания, лени взрослых, а иногда отсутствия на клавиатуре компьютера (Рис.1) клавиши с этой буквой «Ё» (Приложение 2, стр.21), происходят неприятные вещи: неправильно произносятся и пишутся фамилии и имена людей, названия городов, рек, сёл.

        Буква «Ё» есть в алфавите, мы её изучаем на уроках обучения грамоте, русского и  родного языков: учимся писать, читать с ней слова, записывать слоги, изучаем правила,

связанные с этой буквой (например, уже в первом классе мы узнали, что слог, в котором есть буква «Ё», всегда ударный). Почему же тогда она не используется во многих печатных изданиях? Почему так происходит? Не ленимся же мы ставить закавычку над «И», чтобы получилась «Й». Многие взрослые даже над буквой «Т» в письме ставят горизонтальную чёрточку, чтобы было понятно, что это «Т», а не «Ш». А две точки поставить жалко? (Рис.2)

        Таким образом, тема представляется намактуальной и имеет важное значение для развития русского языка.

Проблемная ситуация

        В устной речи мы имеем дело со звуками в словах, а в письменной – с буквами, которыми обозначаются эти звуки. Буквы бывают печатными и рукописными; большими (заглавными, прописными) и маленькими (строчными).  Алфавит - начало в буквенно-звуковом письме.

         Буквы, расположенные  в определенном порядке, составляют алфавит (Приложение 1). По алфавиту размещают слова в словарях, справочниках, составляют различные списки. В алфавитном порядке расположены, например, слова в орфографическом словаре, фамилии жителей в телефонном справочнике, фамилии авторов в библиотечной картотеке, страницы в записной книжке.

         Сколько же букв в русском алфавите?! На первый взгляд, кажется, что грамотный ответ на этот вопрос может дать любой первоклассник: разумеется, в алфавитном списке от «А» до «Я» содержится ровным счетом 33 буквы. Алфавит заканчивает основную часть главного учебника первоклассника «Азбуку» или «Букварь» [9;223] и обычно начинает словари, например: «Словарь русского языка» С.И. Ожегова [3]. А вот в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова приведен 32-буквенный алфавит, без «Ё» [7]. «Сводный словарь современной русской лексики» под редакцией Р.П. Рогожниковой  [5]  и «Орфографический словарик» (пособие для учащихся начальных классов) П.А. Грушникова [1;18] в одной словарной статье содержат все слова на буквы «Е», «Ё» (Рис. 3).  Даже в учебнике, который я нашла на маминой полке, для 5 класса «В мире литературы» А.Г. Кутузова, отсутствует буква «Ё».

        Опасность угрожает сегодня русскому алфавиту, который «теряет» целую букву! Посмотрите  на рекламные  объявления,  откройте любую газету (даже «Стерлитамакский рабочий») или журнал. Что вы там увидите? Там вы прочитаете: «ВсЕ для дома», «У нас всЕ для вас» (Приложение 2). Пора, наверное, вернуть написание буквы «Ё» назад, помочь бедной несчастной букве вернуться к жизни!

        Предмет исследования: алфавит русского языка, а конкретно буква «Ё».

        Цель исследования: выявить, как отражается на развитии русского языка отказ от использования на письме буквы «Ё».

        Задачи исследования:                

  • исследовать историю возникновения и жизни буквы «Ё» в русском алфавите;
  • определить значение буквы «Ё» в русском языке;
  • ответить на вопросы: «Почему забывается буква «Ё»?» и «Надо ли сохранять букву «Ё» в русском алфавите?».

        Гипотеза исследования

      Предполагаю, что если бы люди, владеющие русским языком, отдельные издательства газет, журналов при написании или печатании текстов всегда использовали букву «Ё», то это избавило нас от неверного чтения, искажения русского языка. Эта работа – попытка доказать: ненужных букв в русском алфавите нет!!!

        Практическое значение исследования в том, что оно может быть использовано на уроках русского и родного языков, во внеклассных мероприятиях, библиотечных уроках, на занятиях кружка и привлекает внимание к проблемам русского языка, знакомит с историей развития русского алфавита.

 

Прочитать всю работу

Мульфипликационный фильм о букве Ё и городе Ульяновск

 


Вернуться к началу документа

Вы можете сохранить статью и поделиться с друзьями:





Комментарий
Алена

Ответ #3 дата : 20-03-2012, 20:42:10
Замечательные проекты. Неужели так дети оформляют работы?

Комментарий
Елена Сергеевна

Ответ #2 дата : 25-04-2011, 20:41:35
Карлугас, поздравляю! Сегодня объявлены результаты международного фестиваля детского творчества "Звёзды нового века" в номинации "Гуманитарные науки". Ты победила! Молодец!

Комментарий
Anonymous

Ответ #1 дата : 29-07-2010, 22:13:51
Очень интересная работа. Приятно слышать и слушать чистую и красивую речь без фонетических дефектов. А вот при чтении мы мало обращаем внимание на чистоту письма, особенно на буквы и знаки. А если бы письменная речь звучала?
Последняя правка: Август 01, 2010, 02:08:25 пользователем admin