Приёмы формирования произвольного внимания и памяти на уроках

Главная > Методические материалы > Приёмы формирования произвольного внимания и памяти на уроках

 

Из опыта работы

 

Для формирования произвольного внимания  на уроках использую такие виды упражнений:

  • корректурные задания, находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте;
  • прослеживание перепутанных линий;
  • кодирование слов через цифры  и числа через различные символы;
  • находить отличия по картинкам;
  • графические диктанты;
  • отделять в сплошном тексте слова друг от друга;
  • находить слова среди напечатанных букв;
  • разгадывать буквенные путаницы;
  • находить ошибки в тексте;
  • собирать рассыпанные слова;
  • найти закономерность и вписать нужный символ и т.д.

 

На уроках чтения использую анаграммы. Например,  расшифруйте слова:

            ИАКБНИ (Бианки), КВАСЛАЛО (Сладков), УРЧШИНА (Чарушин), КОВЫЛР (Крылов).

- Что означают слова? Какую фамилию вы бы исключили из списка?

 

Разминки «Читалочки», где с помощью упражнений развиваем артикуляцию и внимание.

            ТАЧКА – ТОЧКА – БОЧКА – НОЧКА – ПОЧКА – ДОЧКА

            НАПИСАЛ – ЗАПИСАЛА – РАСПИСАЛСЯ – ПОДПИСЫВАЕТ

 

При  повторном прочтении использую игры на внимание:

  • продолжи чтение с того места, где я остановилась;
  • найди ошибку в прочитанном отрывке;
  • чтение по цепочке, пока не ошибешься (ребята стараются быть внимательными);
  • тестовые вопросы по содержанию (сначала придумываю сама, позже ребята составляют такие тесты самостоятельно, с их помощью мы проводим проверку домашнего задания);
  • зачитать строчку, отрывок, соответствующий заданию, вопросу.

 

На уроках русского языка применяю следующие задания:

  • найди слово, спиши, исправляя возможные ошибки:

            ВУКПРСАБАКАЖЮТР (собака);

            МИДВЕДЬЙФЫУЪЭЮЬ (медведь);

            ЛЗАЯЦЦУКАПРОДШ (заяц).

 

 

  •     «Путаница»

Найди замаскированные изображения и запиши имена существительные, обозначь склонение.

 

 

 

 

 

  • Отделить слова в сплошном тексте. Запиши пословицу, над глаголами укажи время и спряжение.

            ВСЕГДААЛЕНЬБЕРЁТТРУДТОЛЬКОДАЁТ  (Труд всегда дает, а лень только берет).

 

 

 

 

На уроках математики применяю таблицы Шульте.

 

21

12

7

1

20

 6

15

17

3

18

19

4

8

25

13

24

2

22

10

5

9

14

11

23

16

 

 

 

 

 

Найдите числа от 1 до 25, называя вслух.

Найдите сумму чисел 1 и 4 столбца каждой пары.

Числа 1 столбика увеличьте в 5 раз.

 

Кодирование.

Зашифруйте слова: метро, торт и т. д.

Н

М

Е

Т

Р

А

Л

О

С

1

2

3

4

5

6

7

8

0

 

- Прочитайте числа, которые получились.

- Замените разрядными слагаемыми.

- Назовите общее число сотен, десятков и т.д.

 

История

 

Представьте, что археологи нашли такую запись в подвалах царского дворца.

 

QWEДYUЕSFGЛJIУLPRYW

ZVNJВGFРDSQЕYILМZSЯQE

RПWOQUТIGЕFХSЕZJNQWS

WSFЧGDQАSZCVNJYUIQSD

 

Расшифруйте, объясните значение.

(Это любимое изречение Петра I, которое он любил повторять придворным).

 

Приведенные примеры показывают, что упражнения, направленные на развитие произвольного внимания, можно адаптировать к любому уроку и связать его с темой урока. Такие задания ученик не может выполнять механически, он старается вникнуть в смысл задания, алгоритма, сюжета, что приводит к увеличению эффективности выполняемой работы. Дети становятся более собранными, активными на уроках, допускают меньше ошибок и описок.

 

Основные приемы, содействующие  пониманию и осмысленному запоминанию учебных текстов, которые стараюсь вводить в занятия: использование смысловых связей, сравнение, классификация, систематизация, операции самоконтроля. Постепенно произвольная память становится той функцией, на которую опирается вся учебная деятельность ребенка. Ее преимущества — в надежности и уменьшении количества ошибок при воспроизведении. Она опирается на создание установки на заучивание, т. е. на изменение мотивации этой деятельности.  Активная мотивация, а также установка, уточняющая деятельность, ставят произвольное запоминание в более благоприятное положение по сравнению с непроизвольным. Поэтому стараюсь организовать установку, даю ученикам  указания, каким образом можно запомнить и воспроизвести то, что следует выучить.

 

Так при изучении словарных слов на уроках русского языка стараюсь вызывать эмоциональный отклик, называя такие слова «упрямыми» и рассказываю историю, объясняющую, почему эти слова так названы.  На последующих уроках «упрямые» слова вводятся с помощью стихов, в которых они живут, сказок, шарад или ребусов.

 

Так, например, со словом медведь знакомимся с помощью сказки В.Агафонова, из которой дети узнают, что медведь больше всего любил мед и оправдывался перед друзьями: «Так мёд ведь! Мёд ведь!». Вот и прозвали его «Мёдведь». А точки над «ё» летают, вьются и жалят, точно пчелы! Он смахнул эти точки и стал называться МЕДВЕДЬ.

 

Сказка ребятам понравилась, они даже захотели сделать к ней иллюстрации, веселые, забавные. А потом стали сами придумывать рассказы и рассказики об «упрямых» словах, а еще рисунки-запоминалочки про КОТЛЕТУ, которую любит кот и про КАРТОШКУ, а в этом слове, как оказалось по задумке ребят, «прячутся» персонажи мультфильма «Антошка»: вороненок КАР и мальчик ТОШКА.

 

 

 


Вернуться к началу документа

Вы можете сохранить статью и поделиться с друзьями:





Комментарий
вилия

Ответ #1 дата : 21-09-2010, 23:27:19
очень полезный материал, немного вспомнила, и старое забытое и что-то новое уяснила для себя!!!! Спасибо