Из опыта работы со словом на уроках русского языка в начальной школе

Главная > Публикации > Из опыта работы со словом на уроках русского языка в начальной школе

 

 

Материал был представлен на Международной научно-практической конференции «ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ: СОВРЕМЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ» II Биишевские чтения и опубликован в сборнике материалов конференции в Части 2 «Актуальные проблемы изучения и преподавания языков» ,

Республика Башкортостан, г.Стерлитамак, 14 мая 2010 г. – С. 182-186

 


          Важным компонентом современной концепции обучения русскому языку в общеобразовательной школе является овладение ценностями духовной и материальной культуры через язык. Язык в своем развитии тесно связан с устным народным творчеством, литературой. Задача учителя - помочь младшим школьникам осознать, что у каждого народа свое представление о мире, явлениях происходящих в мире, свое понимание определенных понятий, слов, терминов, ассоциаций, связанных с этим предметом или явлением.

           Знаком культуры, имеющим свое лексическое значение, которое складывается из многочисленных представлений людей, их видения и понимания предмета, его признаков общих и частных, существенных и случайных, для сознания современного человека является слово. Слово, по мнению ученых, не только передает информацию, но является инструментом мысли, способно аккумулировать в себе культуру. Культурная информация в слове имеет свойство накапливаться: в слове находят отражение особенности национальной культуры, мировоззрения народа.

           На уроках русского языка мы стараемся уделять больше внимания «внутренним ресурсам» слова, знакомить учащихся с динамикой слова, с его цветовой гаммой, что формирует у школьников позитивное личностное отношение к слову. Считаем, что подход к изучению слова должен быть комплексным: не только со стороны лингвистики, но и со стороны мышления и логики – как к концепту.

           Особая комплексная работа со словом становится, поэтому, одним из основных направлений работы по формированию культуроведческого концепта. Традиционно слово рассматривается в рамках тех или разделов русского языка: фонетики, словообразования, лексики, грамматики. Концептная методика предполагает изучение слова исходя из того, что в нём заключен целый мир, закодированный в звуках и буквах, рассмотрение слова в единстве его различных характеристик.

            Приведем некоторые методы и приемы работы со словом:

           1.  Рисование образа слова. Метод помогает раскрыть творческие, речевые способности учеников, активизировать образное мышление, повысить общую интеллектуальную культуру школьников, способствовать их умственному развитию. Этапы работы над словом: презентация слова; формирование эмоционального отношения к слову (прочтение поэтических или прозаических отрывков текста, высказываний о слове и т.д.); внутренне переживание и осмысление слова; рисование своего видения слова; анализ собственных представлений и сопоставление их со зрительными образами.

            2.  Ассоциативный эксперимент. Его цель – выявить ассоциации к слову, объяснить ассоциативный ряд или мотивировать появление слов-реакций. Использование метода позволяет подготовить учащихся к определению ассоциативных связей слов в контексте, к пониманию невербального, смысла текста. Предполагает  следующие этапы работы: объяснение учителем или восстановление в памяти учащихся представлений о том, что такое ассоциации, слово-стимул; презентация слова-стимула; произнесение или запись слов-ассоциаций; анализ собственных слов-реакций; сопоставление собственных ассоциаций с ассоциациями других учеников, выявление общего и индивидуального.

           3.  Метод выравнивания позволяет пополнять словарный запаса учащихся, используется при работе со словами-агнонимами, которые встречаются в текстах. Под словами-агнонимами, по определению Морковкина В.В., понимают «слова, значение и употребление которых частично или полностью неизвестны учащимся и которые не входят ни в активный, ни в пассивный словарь школьников».

          Метод предполагает, что учитель при анализе слова идет поэтапно от имеющихся у детей знаний, от особенностей контекста, в котором встретилось незнакомое слово, от языковой догадки школьников. Не стремится к тому, чтобы с помощью комментария восполнить все пробелы в знаниях учеников. В качестве примера приведём текст загадки:

 

Важный воевода,

Куриный вожак.

Красная шапка,

Атласный кушак.

 

            Работа строится следующим образом: выявление слов, неизвестных учащимся (в нашем случае – воевода, вожак, кушак); обращение к контексту загадки для выявления тематической сферы, к которой принадлежит слово (слово кушак упомянуто при описании внешнего вида, а точнее одежды; синонимы воевода и вожак в сочетании со словом куриный, т.е. водит кур); обращение к зависимым словам или составление «говорящих» словосочетаний позволяет ученикам увидеть качественные характеристики слова (в данном случае – сделать вывод, что персонаж загадки – командир, важная особа, и его одежда яркая, нарядная – соответствует его чину, статусу); дополнительный культуроведческий комментарий учителя. (Только после того, как культурная информация собрана и восстановлена учениками, учитель поясняет, что воевода – в Древней Руси – начальник войска, иногда области; вожак, человек, который ведет за собой, указывает путь; кушак – это длинный широкий матерчатый (атласный) пояс, служивший, кроме основного назначения,  и украшением костюма, и т.д.).

           4.  Метод «Продолжи рассказ». Целесообразно использовать со словом, которое хорошо знакомо школьникам, но далеко не вся культурная информация, связанная с ним, хорошо известна школьникам. Работа проводится следующим образом: учитель называет прецедентное имя, ставшее нарицательным или крылатым. Это могут быть имена мифологических, литературных, сказочных персонажей (Баба-Яга, Кощей, леший, водяной, Емеля, Золушка, Айболит, Илья Муромец), исторических лиц и т.д. Произносится начало предложения, которое ученики продолжают.

             Метод позволяет выявить пробелы в культуроведческой компетенции учащихся, заинтересовать их новой информацией.

            Например: Кощей  – вымышленный персонаж… (русских народных сказок). В сказках его называют… (Бессмертный). Его жизнь надёжно спрятана… (на конце иглы, игла в яйце и т.д.). Портрет Кощея очень непривлекателен… (старый, высокий, худой, больше походит на скелет,  с крючковатым носом, злым взглядом…). Он может заколдовать… (царевну, чтобы заточить её в своих чертогах). Кощей вредит… (герою, чтобы помешать освободить возлюбленную…). Основные черты его характера… (злоба, жестокость, скупость). Силу Кощею придаёт… (вода). Враг Кощея… (Баба-Яга, которая рассказывает главному герою, как погубить злодея). Имя Кощея связано… (со словом кость).

            5.  Метод культуроориентированного анализа слова. Используется преимущественно при анализе исконно русских слов, таких, как балалайка, матрёшка, кокошник, самовар, хоровод и др. Задача учителя – показать учащимся, как в слове отразились особенности национальной культуры и мировоззрение народа, т.е. извлечь всю культурную информацию, которую аккумулирует в себе данное слово.

            Последовательность работы: презентация слова; работа над современным значением слова; актуализация представлений о предмете, действии, признаке; поиск соответствий в других языках; определение отличий близких по значению слов в других языках от рассматриваемого слова; менялось ли значение слова с течением времени?

            6.  Метод построения полей-смыслов. Учитель записывает слово в центре доски и объясняет, по какой схеме и какие «поля смыслов» должны быть заполнены. Количество «полей смыслов» можно изменять в зависимости от уровня знаний учащихся и времени, отводимого на эту работу, степени сложности слова. «Поля смыслов» могут быть такими: загадки, пословицы, словосочетания, афоризмы, поэтические строки, фразеологизмы, включающие слова. Цель метода заключается в том, чтобы учащиеся не просто показали уровень информированности о том или ином слове, но и систематизировать знания в соответствии с выделенными учителем «полями смыслов». Последовательность работы: презентация слова; определение эмоционального отношения к слову (позитивное, негативное, нейтральное); заполнение «полей смыслов» (возможна самостоятельная работа); анализ «полей смыслов» (сравнение с «полями», построенными другими учениками); дополнение «полей смыслов»; описание одного из «полей смыслов» (устно или письменно, включая эмоциональную оценку слова и возможное ее изменение в процессе работы).

            7.  Метод подбора фразеологизмов с главным словом. Например, со словом звезда: верить в свою звезду (верить в свою судьбу); звёзд с неба не хватает (о не примечательном ничем человеке); звезда экрана (о выдающемся актёре или актрисе кино); звёздная болезнь (о самомнении знаменитости); родиться под счастливой звездой (быть удачливым, счастливым, везучим во всём); звёздный час (момент высшего подъёма, напряжения и испытания сил); путеводная звезда (о том, что направляет, определяет жизнь человека).

            Работа помогает учащимся увидеть, как меняется значение одного и того же слова. Учащиеся объясняют смысл фразеологизмов и определяют, какие значения приобретает слово в данных устойчивых выражениях.

            В одной из былин об Илье Муромце есть следующая характеристика слова: «Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его… перевертывать». Комплексный подход к слову предполагает, что слово «повертывается», рассматривается с различных сторон.

            Приведённые методы работы со словом помогают воспитывать в школьниках бережное, чуткое отношение к слову, раскрыть внутренние ресурсы слова. Опыт показывает, что благодаря подобной работе у школьников формируется интерес к слову, они начинают относиться к нему, как к ценности, видеть красоту и своеобразие слова. Значит, посредством работы со словом, мы формируем у школьников иммунитет к бездуховности.


Вернуться к началу документа

Вы можете сохранить статью и поделиться с друзьями: