Информатика

Информатика

 

Программа курса информатики

для 1-4 классов

начальной общеобразовательной школы

 

Составлена Кузьминой Е.С., учителем информатики  в начальных классах МБОУ «СОШ № 26» городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан

 на основе:

  • «Программы курса информатики для учащихся 1-4 классов» / Тур С.Н., Бокучаева Т.П.. – ССпб.: БХВ-Петербург, 2009;
  • Учебников-тетрадей для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ / Тур С.Н., Бокучаева Т.П.. – ССпб.: БХВ-Петербург, 2007.

 

2010 г.

 

Пояснительная записка

Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе, в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей). Важно отметить, что технология такого обучения должна быть массовой, общедоступной, а не зависеть исключительно от возможностей обеспеченных школ или состоятельных родителей. Именно такой ответ на вопрос: чему и как учить на уроках информатики, представлен в предлагаемом курсе и именно этим определяется его актуальность.

Во многом роль обучения информатике в развитии мышления обусловлена современными разработками в области методики моделирования и проектирования, особенно в объектно-ориентированном моделировании и проектировании, опирающемся на свойственное человеку понятийное мышление. Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода (то есть то, что и происходит при информационно-логическом моделировании) улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.

При обучении учащихся 1-4 классов рассматриваем два аспекта изучения информатики:

  • технологический, когда информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии – информационные;
  • общеобразовательный, когда информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.

Выделяются два основных направления обучения информатике:

Первое – это обучение конкретным информационным технологиям. Для этого необходимо адекватное обеспечение школы компьютерами и программами. Такое обучение целесообразно вести в старших классах школы, чтобы выпускники могли освоить  современные программные средства. В качестве пропедевтических занятий ученики начальной и средней школы могут использовать различные доступные их возрасту программные продукты, применяя компьютер в качестве инструмента для своих целей (выпуск журналов, рисование, клубы по компьютерной переписке  и т.д.)  

Второе направление обучения информатике – это упоминавшееся выше изучение информатики как науки. Для этого нет необходимости иметь в школе компьютер, поэтому изучение такого курса может проходить в любой школе. Рассматривая в качестве одной из целей этого направления обучения развитие логического мышления, следует помнить: психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в  возрасте 5–11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.

Современный урок информатики в начальных классах требует от учителя активно использовать новые электронные учебники, пособия, которые с помощью  мультимедийного проектора можно показать учащимся, заинтересовать их.

 

Цели и задачи курса «Информатика в начальных классах»

Главная цель курса – дать ученикам инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

 

  Задачи курса «Информатика в начальных классах»:

1. Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой, что должно помочь учащимся овладению компьютерных технологий, первоначальным основам программирования.

2. Обучать детей логическому мышлению, умению рассуждать и систематизировать полученные  на уроках информатики знания.

3. Развивать творческое воображение, математическое и образное  мышление, речь, память умение работать с компьютерными программами и дополнительными источниками информации и применять знания на практике.

4. Воспитывать интерес к урокам информатики и новым информационным технологиям.

Главная задача уроков информатики в начальных классах  – дать учащимся инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, практическим овладением компьютера, освоение компьютерных программ, дать первоначальные основы программирования. На  уроках информатики ученики начальных классов  учатся  логически мыслить, рассуждать, анализировать,  систематизировать полученную информацию.

 

Направления деятельности:

  1. Сделать урок информатики  более современным, приближенным к основным интересам учащихся.
  2. Вводить новые понятия с помощью мультимедийного проектора, индивидуальной работы каждого учащегося с компьютером, постепенно перейти к работе в Интернете.
  3. Основное направление – формирование навыков работы с различными исполнителями и обучение первоначальным основам  программирования.

Говоря об общеобразовательной ценности курса «Информатики в начальных классах» -  умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода поможет не только эффективному внедрению автоматизации в его деятельность, но и послужит самому человеку  для повышении ясности мышления в своей предметной области.

Данная программа связана с программой А.В. Горячева «Информатика в играх и задачах» Целью этой программы является расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой, что должно помочь учащимся овладению компьютерных технологий, первоначальным основам программирования.

 

Организация учебно-воспитательного процесса

и состав учебно-методического материала по курсу

Формы и методы содержания обучения информатике в начальных классах по данной программе должно проходить в компьютерном классе с использованием мультимедийного проектора, экрана.  Занятие происходят один раз в неделю. Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии «не навреди». На каждом уроке обязательно проводится физкультминутка, за компьютером учащиеся работают 8-10 минут в первом классе, 10-15 минут со второго по четвёртый класс.  Сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации – учащиеся выполняют упражнения для глаз и кистей рук. Длительность занятия 45 минут.  

Учебно-методический материал по курсу «Информатика в начальных классах» состоит из цифровых образовательных программ:

- «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия 1-2 год обучения – 1 СD;

- «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия 3-4 год обучения – 1 СD;

- Методическое пособие для учителей 1-4 класс  «Первые шаги в мире  нформатики»,

 СD – ROM содержит  пакет педагогических программных средств «Страна  «Фантазия».

 

Методическое обеспечение:

- С.Н.Тур, Т.П.Бокучаева «Первые шаги в мире информатики» Методическое пособие для учителей 1-4 классов – издательство Санкт-Петербург «БХВ – Петербург» 2009 г.;

- «Информатика в играх и задачах» А.В Горячев – издательство Москва «Баласс» - 2002 г.

 

1 класс (34 урока)

 

Введение в предмет (9 часов)

Знакомство учащихся с возможностями персонального компьютера, применение ПК, его основные устройства, знание техники безопасности при работе в компьютерном классе. Умение работать компьютерной мышкой, работать  на клавиатуре, обучение работать с клавишами управления курсором.

Программа графический редактор  Paint.(6 часов)

Знакомство с графическим редактором Paint, умение использовать графические примитивы, применять инструменты: карандаш, ластик, кисть, палитра, создавать и сохранять  рисунки.

Отличительные признаки и составные части предметов (9 часов)

Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным при­знакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на груп­пы по заданным признакам. Составные части предметов. Множества и его элементы, сравнение и отображение  множеств. Способы задания множеств.

Введение в логику (10 часов)

Решение задач на развитие внимания, логического мышления. Элементы логики. Конструирование. Суждение истинное и ложное. Сопоставление. Отрицание. Слова-кванторы. Введение понятий «дерево», «графы»,  «комбинаторика».

К концу первого года обучения учащиеся должны:

- знать правила поведения в компьютерном классе;

- знать основные применения компьютеров;

- знать основные устройства компьютеров;

- уметь создавать рисунки в программе графический редактор Paint;

- уметь проводить анализ при решении логических задач и задач на внимание;

- иметь понятие о множестве;

- уметь проводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объёма понятий, сравнивать множества;

- уметь находить общий признак предмета и группы предметов;

- уметь конструировать фигуру из её частей;

- уметь находить истинное и ложное суждение;

- уметь классифицировать предметы по нескольким свойствам;

- уметь решать задачи с помощью графов;

- уметь решать задачи комбинаторного типа;

- уметь использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами «Страна «Фантазия» и «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия, графическом редакторе Paint.     

 

2 класс (34 часа)

 

Повторение изученного материала (3 часа)

Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе Компьютер и его основные устройства. Системный блок. Клавиатура. Работа на клавиатуре.

Текстовый редактор WordPad (7 часов)

Знакомство с текстовым редактором WordPad. Основные элементы текстового документа: символ, слово, строка, предложение, абзац, перемещение по тексту. Создание и сохранение текстового документа.

Графический редактор Paint (4 часа)

Работа в графическом редакторе Paint. Применение инструментов: линейка, надпись, геометрические фигуры. Создание рисунка. Копирование рисунка.

Логика (20 часов)

Информация, виды информации, способы представления информации. Зеркальное отражение. Симметрия. Массивы, работа с массивами. Множества. Пересечение, объединение, сравнение, вложенность множеств. Алгоритм. Ветвление алгоритма, способы представления алгоритма. Порядок действий, запись алгоритма. Исполнитель. Система команд.

 

К концу второго  года обучения учащиеся должны:

- знать основные устройства компьютера;

- знать основные устройства компьютера, системного блока;

- уметь решать логические задачи;

- уметь получать вариативные решения;

- уметь давать полные ответы и аргументировать свои выводы;

- иметь представление о понятии симметрии и видах симметрии;

- уметь строить симметричные изображения простых геометрических фигур относительно горизонтальной и вертикальной осей симметрии;

- знать понятие «массив», уметь приводить примеры массивов;

- уметь работать с несколькими массивами;

- знать способы представления информации;

- уметь составлять алгоритмы с условиями (ветвлением);

- уметь записывать алгоритмы;

- уметь работать с исполнителем;

- уметь сравнивать множества;

- уметь находить на «карте множеств» область множества, которое является пересечением, объединением двух других множеств;

- уметь создавать рисунки в графическом редакторе Paint;

- уметь создавать текстовые сокументы;

- уметь делать выбор в режиме «меню» и управлять объектами на экране монитора;

- уметь использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами «Страна «Фантазия» 2 год обучения; «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия 2 год обучения; текстовый редактор WordPad, графический редактор Paint.

 

3 класс (34 часа)

Повторение изученного материала (2 часа)

Техника безопасности. История развития компьютерной техники. Компьютер в жизни общества. Компьютерные вирусы.

 

Текстовый редактор Microsoft Word (7 часов)

Работа с текстом. Редактирование текста. Списки: маркированный и нумерованный. Вставка номеров страниц, вставка рисунков, объекта WordArt. Создание текста.

Логика (20 часов)

Множества. Подмножество. Объединение и пересечение множеств. Отрицание. Истинность высказывания. Слова-кванторы. Моделирование. Координаты. Граф. Вершины и рёбра графа. Граф с направленными рёбрами. Аналогия и закономерность. Алгоритмы. Свойства алгоритмов. Цикл в алгоритме. Составление разветвлённых алгоритмов. Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы. Алгоритмы работы с координатной плоскостью.

Программа ПервоЛого (5 часов)

Знакомство с программой ПервоЛого. Создание рисунков в программе ПервоЛого.

 

К концу третьего года обучения  учащиеся должны:

- знать историю развития компьютерной техники;

- знать понятия «множество», «подмножество»;

- уметь сравнивать множества;

- уметь использовать слова-кванторы, слова-связки для построения сложных высказываний;

- уметь решать логические задачи;

- уметь решать задачи с помощью графов;

- знать основные характеристики графов;

- уметь изображать графы по заданным характеристикам, совмещение графов;

- знать свойства алгоритмов;

- уметь составлять разветвлённые, линейные  алгоритмы;

- иметь представление о координате точки и координатной плоскости;

- уметь работать на координатной плоскости с положительными и отрицательными числами;

- уметь получать различные варианты решения для одной и той же задачи;

- знать систему команд алгоритмического языка стрелок;

- уметь редактировать текст;

- уметь вставлять  рисунки, объект WordArt;

- уметь печатать текст;

- уметь создавать рисунки в программе ПервоЛого;

- уметь использовать клавиатуру и мышь при работе за компьютером

 

4 класс (34 часа)

 

Интернет (5 часов)

Техника безопасности при работе в компьютерном классе. Передача информации. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Электронная почта. Просмотр Web-страниц. Поиск информации в Интернете.

Электронная таблица Microsoft Excel (5 часов)

Знакомство с электронной таблицей  Microsoft Excel. Работа с электронной таблицей. Выполнение простейших математических действий.

Логика (13 часов)

Информационное моделирование. Множества. Операции над множествами. Графы. Описание отношений между объектами с помощью графов. Пути в графах. Массивы. Массив объектов на схеме состава. Решение задач с использованием компьютера. Кодирование, как способ обработки информации. Декодирование информации. Алгоритм. Ветвление в построчной записи алгоритма. Цикл в построчной записи алгоритма. Алгоритм с параметрами.

Программа Microsoft Power Point (11 часов)

Знакомство с программой  Microsoft Power Point. Запуск программы. Окно Microsoft Power Point. Типы презентаций. Контекстное меню. Создание презентаций из нескольких слайдов. Работа с пустой презентацией.

 

К концу четвёртого  года обучения  учащиеся должны:

- знать правила техники безопасности при работе в компьютерном классе;

- знать представление о глобальной сети Интернет;

- уметь работать с электронной почтой;

- уметь искать нужную информацию в Интернете;

- уметь работать с электронной таблицей;

- уметь выполнять простейшие математические действия в электронной таблице Excel;

- уметь создавать презентации из нескольких слайдов;

- уметь кодировать, декодировать информацию;

- уметь выполнять операции над множествами;

- уметь решать задачи с помощью компьютера;

- уметь искать пути в графе;

- уметь определять правильность утверждения по схеме;

- уметь строить алгоритм с параметрами;

- уметь работать с алгоритмами;

- уметь использовать клавиатуру, мышь при работе за компьютером.

 

Скачать полную версию программы с тематическим планированием


Вернуться к началу документа

Вы можете сохранить статью и поделиться с друзьями:





Комментарий
Елена

Ответ #2 дата : 08-10-2011, 12:42:26
Спасибо большое!!!

Комментарий
Руслана Никифоровна

Ответ #1 дата : 31-01-2011, 12:46:28
Здравствуйте!
Большое вам спасибо за планирование.