Формирование устойчивого познавательного интереса к информатике, как путь личностного роста ученика

Главная > Методические материалы > Формирование устойчивого познавательного интереса к информатике, как путь личностного роста ученика

 

 

Введение


                   Чем ярче проявляет себя индивидуальность,

                    тем больше она стремится к единению со всем сущим.

                                                                                               Р.Тагор


          Учитель, увлеченный своим делом, непременно мечтает о том, что из его воспитанников получатся в будущем талантливые люди, настоящие творцы. Как распознать талантливого ребенка? Как обучать одаренных детей? На этот счет есть много различных мнений педагогов, психологов.

 

         Создавая условия для интеллектуального развития детей младшего школьного возраста, современный учитель должен ориентироваться на мысль Л.С. Выготского о единстве интеллектуальных и аффективных (эмоциональных) процессов. Развитие этой идеи можно найти в трудах С.Л. Рубинштейна, который приходит к заключению, что «мышление как реальный психический процесс уже само является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоции – единством эмоционального и интеллектуального»[33,158]. Поэтому в развитии личности ребенка необходимо создавать гармоничное равновесие в развитии его эмоций и интеллекта. Развитие интеллекта должно обогащать эмоциональную сферу ребенка.

 

          Одной из основных проблем обучения в начальной школе является резкая смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную, что влияет на формирование познавательного интереса. Формирование учебной деятельности часто не совпадает с игровыми потребностями ребёнка и очень болезненно воспринимается им. Одним из условий более плавного перехода от преимущественно игровой деятельности к учебной является использование компьютерных технологий. Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является эффективным средством обучения. Единства в решении этого вопроса среди авторов программ и учебников пока не выявлено. Применение графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создает благоприятный фон на уроках. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъём, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю или самостоятельно добиваться знаний. С другой стороны этот метод о6учения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые формы и методы обучения для активизации познавательного интереса.

 

           Актуальность проблемы: формирование познавательного интереса к обучению представляет особую значимость при изучении информатики. Использование младшими школьниками в своей деятельности компьютера оказывает существенное влияние на различные стороны их психического развития. Возникает целый ряд новых видов деятельности, тесно связанных с использованием компьютеров: компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, игры воображения и т. д. Проявляются во всей полноте такие процессы, как мышление, представление, восприятие, память.

 

           Таким образом, практика проведения уроков с использованием информационно-компьютерных технологии способствует совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации учащихся к выполнению умственных и практических действий, способствует развитию мелкой моторики руки, развитию сенсорного восприятия всех анализаторов; развитию внимания и тактильной памяти. Кроме того, согласно концепции модернизации российского образования, основной результат деятельности образовательного учреждения – не система знаний, умений, навыков, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационной и прочих сферах. Это значит, что приоритетным направлением традиционной методики преподавания было достижение компьютерной грамотности.

 

          Все вышесказанное побудило нас обратиться к проблеме влияния уроков информатики в начальной школе на развитие психических процессов, познавательной активности учащихся начальных классов. В связи с этим темой нашего исследования выбрана: «Формирование устойчивого познавательного интереса к информатике, как путь личностного роста ученика».

 

           Объект исследования: процесс формирования познавательной активности учащихся в процессе обучения информатике младших школьников.

 

           Предмет исследования: решение проблемы влияния компьютерных игр (программ) на развитие психических процессов, таких, как мышление, механическая память, саморегуляция у младшего школьника.

 

           Цель нашего исследования: на основе изучения психолого-педагогической литературы разработать уроки  с использованием информационных технологий, формирующие личностные качества учащихся, активизирующие мыслительные процессы младших школьников.

 

           Гипотеза исследования: реализация пути зарождения и развития интереса к знаниям, связанного с мобилизацией воли, энергии, трудолюбия на основе изучения информатики.

 

            Для достижения поставленной цели решались следующие задачи.

           1. Сделать исторический обзор использования младшими школьниками в своей деятельности компьютера, как фактора, оказывающего существенное влияние на различные стороны психического развития детей.

           2. Изучить научно-методические основы проблемы.

          3. Исследовать влияние компьютерных программ на особенности мышления детей младшего школьного возраста (уровень мыслительной деятельности, механической памяти, саморегуляции при работе с компьютером).

           4. Разработать уроки информатики, фрагменты уроков с элементами информатики  при изучении учебного материала.

           5. Дать практические рекомендации студентам-практикантам и учителям начальных классов по проблеме формирования познавательного интереса к информатике, как пути развития личности учащихся.

 

           Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

  1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
  2. Наблюдение за процессом влияния компьютерных программ на особенности мышления детей младшего школьного возраста.
  3. Выбор и апробирование приемов работы, используемых для стимуляции познавательного активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в предметной области "Информатика".
  4. Психолого-педагогический эксперимент.
  5. Анализ результатов исследования и обобщение их в виде рекомендации.

 

            Теоретическая значимость: на основе аналитической работы по изучению успешности познавательного развития учащихся в начальной школе установлено, что развития мышления на ранних этапах обучения в значительной степени зависит от содержания мыслительной деятельности, от того, какие предметы и явления окружающего мира познает ребенок; и в этом отношении роль компьютерных программных продуктов неоценима.

 

           Практическая значимость данной работы заключается в том, что предложенные нами фрагменты уроков, уроки, мероприятия способствуют развитию психических процессов, формированию основных компонентов компьютерной грамотности в учебной деятельности, могут быть использованы в учебной деятельности.

 

            Наше исследование было проведено в Муниципальном Общеобразовательном Учреждении «Средней Общеобразовательной Школе № 26» Городского округа г. Стерлитамака Республики Башкортостан, в котором участвовали дети младших классов: 3(4)-а класса – экспериментальный класс, в котором уроки информатики проводились   использованием компьютеров и компьютерных обучающих программ (классный руководитель: Кузьмина Е.С. – учитель высшей категории, педагогический стаж 17 лет), и 3(4)-б  контрольный класс, в котором уроки информатики проводились без использования компьютеров.

 

             Этапы работы над данным исследованием:

            1 этап – изучение педагогической и методической литературы по данной проблеме (октябрь-декабрь 2006г.);

            2 этап – изучение опыта учителей, разработка уроков, способствующих развитию компьютерной грамотности и мышления детей (декабрь-март 2006\07 г.);

            3 этап  - проведение эксперимента (март-октябрь 2007г.);

            4 этап  - обобщение и систематизация исследования, оформление выпускной работы (сентябрь-октябрь 2007г.).

 

Вся работа


Вернуться к началу документа

Вы можете сохранить статью и поделиться с друзьями: